Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

БОБРОВ, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

БОБРОВ, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1867–1933), русский философ, историк философии и литературы. Родился 24 (5 февраля) января 1867 в Риге. Окончил Дерптский (Юрьевский) университет, где занимался под руководством Г.Тейхмюллера. В 1895 защитил магистерскую диссертацию Отношение искусства к науке и нравственности, где выступил как последователь Лейбница и Тейхмюллера. С 1899 – профессор Казанского университета, а с 1906 – Варшавского университета. В 1920-е годы Бобров – профессор университета в Ростове-на-Дону. Умер Бобров в Ростове-на-Дону 12 марта 1933.

Также по теме:
ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ
Также по теме:
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В своем философском творчестве Бобров следовал принципам неолейбницианства Тейхмюллера, Лотце и панпсихизма А.А.Козлова. Он перевел на русский язык Монадологию Лейбница (1890). Собственную философскую позицию Бобров определял как «критический индивидуализм», считая, что данное определение соответствует основной и наиболее перспективной тенденции европейской философии Нового времени. После Декарта философия совершает фундаментальный поворот в своем развитии и обращается к проблеме индивидуального сознания, к проблеме личности. Дело Декарта было продолжено Лейбницем и Кантом. Бобров стремился избежать крайностей гносеологизма, увлекающего философию, по его мнению, на совершенно бесперспективный путь «бегства» от онтологии («вопрос о бытии есть центральный вопрос всей метафизики»). К традиционным для лейбницианства трем типам бытия – идеальному, реальному и субстанциальному – Бобров прибавил еще один тип: бытие координальное. Этой своей идее он придавал исключительное значение, считая «координацию» высшей формой бытия. «Координальный» характер имеет как само человеческое мышление, постоянно открывающее и устанавливающее всевозможные связи («мысль есть координация элементов сознания»), так и универсальная и, безусловно, духовная («панпсихизм») реальность, рассматриваемая во всей полноте, т.е. и в своем отношении к Абсолюту («вселенная есть координация существ между собою и Богом»). Бобров внес существенный вклад в изучение истории русской философии.

Также по теме:
Философия

Литература:

Бобров П.П. Новая реконструкция монадологии Лейбница. Юрьев, 1896
Бобров П.П. О самосознании. Казань, 1898
Бобров П.П. Историческое введение в логику. Варшава, 1913
Бобров П.П. История новой философии. Варшава, 1915

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

История в фактах

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест

Новый Год и Рождество

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет